• A-
  • A
  • A+

Социальный педагог информирует

Формирование модели поведения школьника в современном социуме
Дубовская Л.Б., социальный педагог МБОУ СОШ №1

Воспитание и социализация личности ребенка подразумевает своевременное включение его в различные социальные отношения, осуществление им созидательной деятельности в рамках тех или иных общественных институтов. Одним из главных социальных институтов в жизни учащихся наряду с семьей является школа, в которой они получают не только образование, но также формируют модель поведения в расширенном по отношению к семье социуме.

Ориентировать учащихся на успех и созидание с каждым годом становится труднее. Согласитесь, пока Ваш ребенок не попал в поле зрения инспектора по делам несовершеннолетних, вряд ли, кроме Вас, родителей, им кто-то заинтересуется. Сегодня едва ли не каждый родитель сетует на отсутствие четкого представления об идеалах в современном обществе, ясных целей и задач, поставленных перед молодежью, нравственных ориентиров, позволяющих жить в гармонии с собой и обществом.

Закон Мерфи гласит: «Все, что может испортиться, - испортится». Если детьми не заниматься, и не поддерживать их уровень, уровень неизбежно снижается, и наши девчонки и мальчишки просто «выпадают в осадок». Может быть, обществу выгодно просто не заниматься теми, кто еще здоров, просто не обращать внимания и не поддерживать тех, кто еще держится, кто еще на уровне? В обществе, где не прививается здоровый образ жизни, в обществе, где только лечат больных, всегда не будет хватать врачей. В культуре, где душой человека занимаются только тогда, когда она болит, всегда будет нехватка психотерапевтов и инспекторов по делам несовершеннолетних.

Верно, что личность формируется средой, но не менее верно, что среду формируют личности: если Вася-хулиган – сильная, яркая личность, лидер по натуре, то большинство детей и подростков будут подстраиваться под него. («А то хуже будет»). И кривая личность Васи будет активно формировать такую же вполне кривую среду. Если же в среде ребят Федя, который не хулиган, а наоборот, но такая же яркая личность и настоящий лидер, то школьная среда, естественно, формируется уже Федей. Борьба с Васей – всегда большая кровь, а воспитание Феди – большая радость. Поэтому мы выбираем жизнь и радость, то есть массовым образом пытаемся воспитывать порядочных людей и светлых лидеров, у которых будут хорошее будущее и осмысленный взгляд в это самое будущее. Наш выбор - профилактика, а не лечение. Работа на перспективу, а не по «хвостам», ориентация на норму, а не на тех, кто из нее уже выпал.

Во все времена в школе, вопреки множеству преград, рождалось в прошлом и продолжает рождаться сегодня нечто иррациональное, духовное, что позволяет сохранять колорит национального самосознания, нравственность, интеллект, умение сопереживать, любить и делать вокруг себя людей счастливыми. Эти слова в буквальном смысле о тех детях, ради которых в школе №1 был разработан долгосрочный социальный проект «Азбука самопознания, или Ваши профессиональные возможности». Программа ориентирована на обычных ребят и девушек, на то, чтобы они становились духовно сильными и здоровыми, на воспитание и развитие у детей ответственного отношения к школьным традициям; приверженность идеям добра, нравственности, формирование желания понимать себя и других, ориентирование себя в школьной стране на целеустремленность, творчество, здоровую инициативу, духовность.

В 2011 году самыми активными участниками «Азбуки» стали девятиклассники. По мнению большинства учеников, реализация программы способствовала не только изучению их личностных качеств, возможностей, формированию инициативного, творческого подхода к планированию своего будущего. Программа стала символом творческих начал абсолютного большинства учеников данной параллели: ведь каждый из них имел возможность самостоятельно разработать и реализовать себя в собственном социально значимом проекте. Презентация разработанных проектов была адресована ученикам 7-х классов, вот почему она носила реальный характер. Старшеклассники изучили личностный профиль семиклассников, их ценностные ориентации, предпочтения и в марте текущего года ознакомили с полученными результатами. Было приятно осознавать, что ценности, которые человечество накопило за время развития цивилизации, для младших партнеров имели большое значение для семиклассников. А их самокритичность в оценке реальных нравственных предпочтений подсказала старшеклассникам идею о том, что поможет каждому из младших товарищей приблизить свой реальный профиль к идеальному.

«Секрет моего успеха» - так можно было бы определить творческое начало всех старшеклассников. На презентации авторских проектов не было отличников и двоечников: семиклассники увидели увлеченных, талантливых людей, положительно самовыражающихся в социуме на основе своего креативного начала. Искусство фотографии и живописи; умение вышивать и украшать бисером эксклюзивную одежду; увлечение спортом и кропотливый труд Левши над почти живыми памятниками старины; увлечение историей родного города и игра на музыкальных инструментах; современный дизайн и мастер-классы у малышей, многообразие граффити и создание авторских сайтов в помощь тем, кому вот-вот придется сдавать экзамены. Безусловно, большой интерес проявлен к проекту по созданию школьного телевидения.

Кто ты? Каков твой путь? Твой выбор? Ответы - индивидуальны. Кажется, будущее так далеко! Каждый видит его своими собственными глазами, глядя на выступления своих сверстников со школьной сцены: оно либо темное и мрачное, либо, как в «Городе будущего», представленного ребятами 7а класса, - здоровое, созидательное, светлое, со светящейся улыбкой.

Новости